Воскресенье, 17.12.2017, 01:32
Katharinenstadt - Марксштадт
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Karl Friedrich Wahlberg - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » История колонии » Kirchen » Karl Friedrich Wahlberg
Karl Friedrich Wahlberg
WinterДата: Воскресенье, 30.10.2011, 14:09 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 397
Репутация: 0
Статус: Offline
Karl Friedrich Wahlberg wurde am 29. Dezember 1791 in Luumäki, Finnland geboren, Sohn von Pastor Christian Adolf Wahlberg und Sara Katharina Backman. Er starb am 5. Dezember 1882 in Katharinenstadt. Im Jahr 1824 heiratete er die Anna Dorothea Elisabeth Buck, Tochter von Pastor Johann Heinrich Buck und Elisabeth Müller, in Rosenheim. Sie war am 15 August 1809 in Katharinenstadt geboren und starb 1878 in Katharinenstadt. Von 1810 bis 1812 war er Student der Theologie in Dorpat, Estland. Im Jahre 1813 begann er seine Lehrtätigkeit an der Trivialschule in Lovisa, Finnland. Er wurde am 28. Januar 1821 zum Priester geweiht und diente von 1821 bis 1877 die reformierte Gemeinde in Katharinenstadt (Süd).
 
WinterДата: Воскресенье, 30.10.2011, 14:10 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 397
Репутация: 0
Статус: Offline
Из книги "Осколки прошлого" Владимира Лемдяева.

«Остров Смерти»

Неподалеку от города Маркса в районе Усовки и Березняков раскинулся остров, которые многие марксовчане называют «Березенским». Это излюбленное место отдыха для жителей Саратова, Энгельса и Маркса, а также для многочисленной армии рыбаков. Вряд ли кто знает, какие интересные события связаны с этим островом.

До сих пор целый ряд западногерманских историков ведут споры о месте первоначального месторасположения нынешнего города Маркса. Профессор Боннского Университета И. Фляйшхауер и некоторые другие утверждают, что первоначально, а именно с 1764 по 1767 год, Екатериненштадт располагался на этом острове. Колонисты, постепенно освоившись, старались обходить это место стороной, так как остров имел дурную славу, обросшую легендами и домыслами.

Семья Карла Фридриха Вальберга пастора лютеранской общины Южный Екатериненштадт была самой уважаемой в Екатериненштадте. Образованность, порядочность и высокое трудолюбие отличали этого человека от всех остальных. Благодаря стараниям пастора в 1834 году в Екатериненштадте была открыта русская школа, а позднее и Центральное Русское Училище, первым директором которого стал именно Карл Фридрих. Дети также принимали активное участие в культурной жизни города. Однако лишь один из них остался в памяти европейской культуры.

18 сентября 1847 года в семье Карла Вальберга родился мальчик, которому родители дали звучное и многообещающее имя Фердинанд. Родители, прекрасные педагоги, понимали, что хорошее образование дома не получить. В 9 лет Фердинанд вместе со старшими братьями был отправлен на учебу в Великое Княжество Финляндское в город Гельсингфорс (ныне Хельсинки). Однако, в отличие от своих родственников, Фердинанд решил попробовать свои силы в медицине. По окончании в 1863 году богословского лицея Фердинанд поступил на медицинский факультет Университета в Гельсингфорсе. Фердинанд Вальберг, став врачом, не спешил возвращаться в родной дом, а устроился работать в Гельсингфорсе и очень скоро весьма преуспел в этом. Прекрасная работа, удачная женитьба и высокопоставленные друзья, казалось бы, вполне устраивали Фердинанда. Однако вскоре жизнь стала ему казаться обыденной и серой, а смысл жизни потерянным навсегда.

А между тем в стране происходили события, серьезно повлиявшие на его жизнь. Россия пристально следила за событиями на Балканском полуострове, за борьбой братьев-славян с турецкими «башибузуками». Российское общество оказалось в тисках благородного гнева. Среди миллионов взволнованных россиян оказался и Фердинанд Вальберг. Когда в 1877 году началась очередная русско-турецкая война, он в качестве военного врача финских вооруженных формирований принял в ней участие и стал работать в полевом госпитале помощником замечательного русского врача Пирогова.
Лето и осень 1877 года были самыми жаркими для молодого доктора: операции шли нескончаемым потоком, кровь, стоны и крики умирающих солдат и офицеров. Вальберг впервые так отчетливо увидел, что грань между смертью и жизнью крайне хрупкая и неустойчивая. Человек в перепачканном от крови белом халате окончательно осознал, что мир сошел с ума, а вместе с ним это вполне грозит и ему. В то время как его коллеги глушили свои душевные боли в медицинском спирте, Вальберг стал заниматься сочинительством. Он стал писать небольшие рассказы из прифронтовой жизни, изобиловавшие бытовыми сценами. Первыми читателями его произведений стали раненные и сестры милосердия.
После войны Ф. Вальберг стал главным врачом финской армии, а затем на протяжении нескольких десятилетий был руководителем всего здравоохранения Великого Княжества. За особые заслуги он был возведен в дворянское звание.
Постепенно литература из хобби превратилась в профессию. Некоторое время Вальберг был директором шведского театра в Гельсингфорсе. Он много сочинял пьес на шведском языке.

Однако жизнь заставляла известного драматурга оборачиваться назад. Вальберг пришел к выводу, что основные идеи его произведений чужды как финской, так и шведской душе. Несовершенство своего творчества он объяснял тем, что ему не хватает главного условия, лежащего в основе успеха любого произведения, - «близости к народной душе». Этот вывод, а также тоска по приволжской степи вновь побудили его вернуться к местам своего детства. С этих пор все его писательские усилия диктовались только любовью к родине и выражались на родном языке.

Эту перемену П. Зиннер описывает следующим образом: «… Затем он вернулся в страну своих отцов, получил там воспитание и образование, стал юношей, мужчиной, известным политическим деятелем, мог оказать влияние на ход истории своей страны. В борьбе жизни и в творчестве его, возможно, и охватывала ненадолго тоска по приволжской степи. Но пока он творил и боролся, он не позволял этим чувствам взять верх над собой... Лишь после того как его активная жизнедеятельность закончилась, когда ему перевалило за шестьдесят, когда он мог подвести итог успешной деятельности и предаться заслуженному отдыху, вдруг явилось это чувство, одолевшее его, тянувшее тысячью нитей в приволжскую степь, туда, где, как сон, пролетело его золотое детство... И он поехал туда, в приволжскую степь, посетил могилы своих близких, все те места, где он носился мальчишкой. И все для себя решил. Он вновь оказался во власти приволжской степи... Благодаря своей писательской деятельности он по-дружески сошелся со многими знаменитостями. Г. Ибсен, Б. Бъорнсен, П. Гейерстам считались его личными друзьями. Теперь он покинул этот большой мир и прожил остаток своей жизни в стране своего детства, в стране своих святых снов...».
В начале ХХ века он становится писателем-романистом. История родного края волновала Вальберга все больше и больше.
Роман Вальберга «Христиан Боде» (1910 год) был выдержан в духе немецкой романтики. Подзаголовок: «Рассказ из немецких колоний в приволжской степи».

«Где весной тюльпаны
Всех цветов, политые снопами
Золотых лучей, сверкая, цветут,
Где порхают цветные мотыльки
И по небу тянутся журавли
Где сбываются мечты,
Предсказывая будущее...».

Так описал свою родину на Волге поэт Давид Куфельд. Как сказку... Но главного героя романа Вальберга, который служит священником в немецких селах Поволжья, окруженных этим сказочным миром, охватывает одиночество. Он живет с двумя сестрами в немецкой колонии на берегу степной речушки Ирш. Как образованный человек он всё сильнее испытывает тягу познать неизведанное, то, что находится за пределами этих сёл, «которые хотя и являются его родиной, но ничего не могут ему дать». И он предпринимает попытку побега из этого степного одиночества. Но опыт жизни в губернском городе подсказывает ему, что это чувство обманчиво. Чувство привязанности к родине противодействует его стремлению отправиться в дальние края. В итоге это чувство в душе старого пастора побеждает... Он борется сам с собой, но остаётся со своими одинокими овечками...
Роман «Меннониты» (1912 год) позволяет распознать признаки немецкой романтики и сентиментализма. В центре повествования - меннониты, протестантская группа, которая обосновалась в Поволжье в ХIХ веке. Но Вальберг со знанием дела и в увлекательной форме описал своеобразие жизни меннонитов в Поволжье и их обычаи.

То обстоятельство, что Вальберг был знатоком жизни членов этой религиозной общности особенно бросается в глаза. Не в пример своим современникам Вальберг правдиво изображает образцовое поселение меннонитов на Нижней Волге. В качестве одной из центральных фигур изображена Матеа Кёлер - молодая девушка, которая трогательно привязана к религии и образу жизни предков, но в результате трагического стечения обстоятельств изгоняется из общины. Этим рассказом Вальберг словно призывает своих земляков быть сплоченнее, находить радость в труде и помощи ближнему, блюсти наследие отцов и быть примером для всех немецких поселений в приволжской степи.

В романе «Лaйли Султанех» (1919 год) можно выделить две сюжетные линии. Первая развивается в селе и представляет собой, как справедливо отмечает И. Варкентин, как бы «обратный» вариант эпоса немцев Поволжья «Киргизенмихель». «Киргизская» девушка Лайли по стечению обстоятельств в тяжелом состоянии попадает в семью священника, где она выздоравливает и где её затем воспитывают согласно немецким традициям. Девушка благодарна своим приемным родителям за проявленную заботу, но хочет остаться «киргизкой» и сохранить мусульманскую веру. Приёмные родители - образец веротерпимости в приволжской степи в ХVIII в.! - мирятся с таким решением. С целью более эффективного оказания помощи своим соплеменникам Лайли выходит замуж за Араслана - надежду киргизов.

Роман «Остров смерти» (1914 год) к событиям, произошедшим на Березенском острове (немецкие жители и называли его «Разбойничьим островом» или «Островом Смерти») зимой 1767 года имеет лишь косвенное отношение.

Рассказанная история произошла примерно в 1912 году, т.е. в период между Японской и первой мировой войнами. Это, как известно, очень богатое событиями время. В огромной империи вновь начинается брожение. В Сибири происходит массовый расстрел рабочих, идут уличные бои, производятся террористические акты, которые сотрясают всю страну и отголоски которых доходят даже до мирной волжской степи. На этом фоне становится ясным, что унаследованная сельская идиллия на берегах великой реки весьма обманчива.

Грегор Клейст и его кузина Юдит Клейст после многолетнего отсутствия возвращаются в свое родное село, но там для них стало еще теснее. Грегор стремится преодолеть эту подавленность, осуществляя свою мечту - соединить свое родное село с железной дорогой, которая к счастью как раз строится, а также дать новый толчок развитию, образования, ремёсел и промышленности. Но его замыслы, несмотря на первоначальные успехи, рушатся, и вся история заканчивается трагически.

В 1920 году Фердинанд фон Вальберг умер в больнице города Хельсинки – столице независимой Финляндии.
Он был настоящим гражданином мира: родился в России, родители – немцы, читатели – шведы, а умер в Финляндии. Его смерть совпала с событиями, когда его родной город корчился в муках Гражданской войны и продразверстки, а его родственники подвергались насилию и оскорблениям. Фердинанда фон Вальберга и сейчас помнят в Швеции и Финляндии, а могила его родных в Марксе уже давно осквернена и загажена вместе с останками тех, кто жил с ними бок о бок много лет.

 
Форум » История колонии » Kirchen » Karl Friedrich Wahlberg
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz